?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Стили украшений - эпоха Средневековья



Украшения в кельтском стиле

dc29ded95d45Кельты, населявшие часть территории современной Франции и Британские острова в эпоху средневековья, создали глубоко самобытное искусство. Кельтские украшения, дошедшие до наших дней, немногочисленны: в течение веков золотые и серебряные изделия безжалостно распиливались в процессе дележа, переделывались на новый лад или исчезали при переплавке. Что касается украшений из кожи, дерева, железа и ткани, то они попросту не сохранились. Однако уцелевшие до наших дней артефакты – образцы высокого и загадочного искусства средних веков, достойные восхищения! Именно в кельтской культуре – корни современной западной цивилизации.

1
Фото: украшения в кельтском стиле.

Орнамент – наиболее характерный элемент кельтской культуры: им покрывались поверхности многих предметов. Для кельтских орнаментов свойственна абстракция, заключающая в фантастических переплетениях его элементов с редким включением изображений реальных объектов. Запрещалось произвольно изменять элементы орнаментов, так как считалось, что они дарованы богами и обладают магической силой: переплетения символизировали духовный и земной Путь человека. Каждое изображение было магическим знаком. Так, птицы считались небесными посыльными и каждая из них имела свое предзнаменование: голубь – символ любви и духовности, куропатка – хитрости, цапля – бдительности и др. Заяц был символ процветания и изобилия, змеи - обладательницы целительной силы, рыбы – олицетворение Высшей мудрости,  лошадь – эмблема богинь плодородия и т.п. Кельтские кресты символизируют союз земных и небесных сил, внутренний круг которых изображает их консолидацию.

Самыми популярными украшениями кельтов были пряжки-фибулы, браслеты, кресты и торквесы – шейные гривны, представляющие собой массивный металлический обруч.

2

Фото: кельтский орнамент.

Таинственность и сложные хитросплетения кельтского орнамента завораживают, не оставляя никого равнодушным. Во всем мире украшения в кельтском стиле очень популярны, причем, зачастую, изготавливаются их копии без трансформации орнаментальных форм: они удивительно современно смотрятся и не требуют каких-либо изменений!

Украшения в стиле викингов

Викинги, или варяги – это бесстрашные средневековые мореходы, родиной которых были северные земли: территории Дании, Швеции, Норвегии. Искусство викингов оставило глубокий след в культуре благодаря его самобытности  и распространению в процессе завоевания новых земель.
Украшения викингов изготавливались, преимущественно, из серебра, бронзы, меди и арабских монет, золото использовалось редко. Популярны были фибулы, массивные гривны, цепочки с подвесками, браслеты.

3
Фото: украшения в стиле викингов.

Орнаменты викингов, которыми было принято покрывать все предметы быта, а не только украшения, имели зооморфные мотивы и включали изображения сильно стилизованных животных с неестественно перекрученными телами. Кроме того, в орнаментальных композициях использовались изображения растений, листьев, завитушек, но «звериный стиль» был определяющим.
Количество украшений у женщины свидетельствовало о богатстве семьи: если доход мужа составлял 10 тыс. дирхем, то на шее жены была одна драгоценная цепь, если 20 тыс. дирхем – то два украшения и т.д.

Украшения в стиле викингов – на пике моды в 2011 году. Альбер Эльбаз, креативный директор фирмы Lanvin, разработал коллекцию украшений, инспирированную необычностью и самобытностью искусства викингов. В основу коллекции положены такие особенности украшений викингов, как их массивность и объем, формы, цветовая гамма, вызывающая ассоциации со старой медью и бронзой, а также имитация кожи, которая активно применялась в украшениях, но не сохранилась до наших дней.

4

Украшения в готическом стиле

Для готического стиля в истории культуры характерен расцвет ремесел, в том числе и ювелирного дела. Украшения готического стиля - ожерелья из крупных рельефных форм, изготовленных из круглого золотого прута, цепи с подвесками, аграфы, кольца, поясные пряжки.

Аграфы – украшения, соединяющие края выреза, заменившие фибулы. Их часто дарили рыцари своим возлюбленным, поэтому тематика была соответствующей: мотивы пронзенных сердец, сплетенных рук, ключей, цветов, гравировка любовных надписей.

Особое значение приобрели кольца: их носили все в большом количестве, так как драгоценные камни вставок были оберегами. Символика камней в готическом стиле была очень почитаема: они ценились за величину, насыщенность цвета и приписываемую силу. В позднеготический период аграфы и кольца украшались эмалями с религиозной тематикой.

5
Фото: украшения в готическом стиле.

Подвески готического стиля были круглыми и плоскими, украшенными крупными драгоценными камнями, жемчугом и эмалями.

Современные украшения в готическом стиле решаются с использованием особенностей характерного орнамента. Зачастую, это могут быть яркие, многоцветные изделия, созданные по впечатлению от витражного искусства Готики. Только не надо путать украшения в готическом стиле с тем, что любят представители субкультуры «готы» - ничего общего, кроме названия!
Стили украшений, использующие средневековые художественные традиции, всегда будут популярны: тяга к таинственности и необычности – неистребима в человеке. 

6
Фото: готический орнамент.


Эпоха ренессанса

Ренессанс – эпоха поиска и возрождения прекрасных античных традиций. Экспедиции, путешествия и начало мировой торговли привели к открытиям в области технологий, появлению новых материалов и, разумеется, влиянию стилистик разных стран. Если в Средние века преобладал интерес к золоту, в период Возрождения главную роль заняли камни в оправе. В тайнике европейского ювелира того времени были обнаружены изумруды из Колумбии, топазы из Бразилии, иониты из Шри-Ланки, рубины из Индии, лазуриты из Афганистана, бирюза из Персии, перидот из Красного моря, опалы из Богемии, аметисты из Венгрии. В 1660 году Жан-Батист Травернье привез во Францию проклятый «Бриллиант Надежды».

Лейтмотивом всех ювелирных изделий Ренессанса становится античность: греческие и римские боги, мифические персонажи, исторические лица, философские темы. Изделия ювелиров этого времени – гимн природе и человеку как ее величайшему творению; каждое из них – индивидуально и неповторимо. Знаменательна возросшая популярность тем животных, птиц, растений, использовавшихся преимущественно в декоре кулонов, медальонов и брошей.

78



















С началом периода великих географических открытий стала популярна морская тематика, особенно в Северной Европе: дельфины, русалки и прочие морские существа, подвески-корабли. В то время носили разнообразные массивные цепи и изящные цепочки, подвески, медальоны, много колец и перстней. Со второй половины XVI века мужчины и женщины носили на шляпах броши и пряжки, изображения святых и вензели, сплетенные из букв имени. Дамы носили серьги в виде цветов и из жемчуга, мужчины могли носить одну серьгу. Подвески обычно носились на цепочках, которые сами по себе были произведением ювелирного искусства: каждое звено представляло собой маленькую композицию из растительных мотивов или фигурок, богато украшенную эмалью и орнаментом. В XVI веке в подвесках все больше главенствуют алмазы. При сочетании алмазов с цветными камнями, под них часто подкладывали цветную фольгу.

В Германии в этот период в ювелирных изделиях применяются, помимо драгоценных камней, скорлупа кокосового и других экзотических орехов, страусовые яйца, раковины наутилусов. Большой любовью в Германии пользовались жемчуг и кораллы с перламутром.

109
В 16 веке расцветает искусство эмалевой портретной миниатюры. В лучших работах, выполненных в технике расписной эмали, поражает тонкое композиционное чувство мастера: живописный оригинал использован в органической связи с формой предмета и его назначением. Основная масса предметов, созданных в технике расписной эмали, по своему стилю относится уже к эпохе Возрождения.

Наиболее популярным украшением 16 века являлся кулон. Он заменил бывшие в фаворе до этого броши и фибулы. Кулоны носили на ожерельях, длинных цепях, пришпиливали к платью. Часто кулоны делали двусторонними, украшенными драгоценными камнями с одной стороны, и эмалевым рисунком с другой. Популярны стали и кулоны, которые одновременно имели и практическое применение, например, служили зубочисткой или ушечисткой. Самым занимательным сохранившимся кулоном такого типа является кулон-пистолет с выдвижными зубо- и уше-чисткой и скребком.

Религиозная тематика всё так же оставалась в моде: кулоны в виде монограммы имени Иисус, миниатюры с изображением библейских сцен. Некоторые украшения были призваны напоминать о неизбежности смерти. Они так и назывались «мементо мори», «помни о смерти».

Кулоны с инициалами носителя или его возлюбленной также были популярны.
Наряду с библейскими темами, в украшениях появились и мифологические сюжеты: нимфы, сатиры, русалки, драконы.

Кольца носились на каждом пальце, а иногда и по несколько на одном. Во многих кольцах устраивались потайные места, в которых обычно прятались ароматные травы: в те времена с гигиеной было плохо, и если уж плохой запах сильно донимал, можно было поднести руку с кольцом к носу и вдохнуть аромат трав. Такое же практическое предназначение имело и другое популярное украшение того времени – помандер. Это был небольшой сосуд, в котором прятали амбру, парфюмерные масла. Носился он обычно на поясе, на котором также могли быть зеркальца и молитвенные книжки.

Другой популярный тип колец того времени – кольца дружбы и любви. На внутренней стороне таких колец всегда находилась какая-нибудь романтическая надпись, типа «моё сердце принадлежит тебе» или «вместе навсегда». Существовали также и так называемые Венецианские кольца: в них прятали яд, чтобы при случае отомстить неверному любовнику или избавиться от неугодного человека.

В те времена считалось, что драгоценные камни обладают лечебной силой. Например, сапфир считался излечивающим болезни кожи, а топаз якобы избавлял от слабоумия. Поэтому были популярны украшения-талисманы, обычно это были кольца. Обычно они предназначались для профилактики какой-либо болезни, для отведения дурного глаза.
1113















К ювелирным традициям Ренессанса периодически возвращались в своих творениях известные марки (в коллекциях представлены точно воссозданные  кулоны, ожерелья, броши, серьги и браслеты из металлов золотых и серебряных тонов с жемчугом и полудрагоценными камнями), изделия которых на сегодняшний день считаются предметами коллекционирования. Среди них: Florenza, ModeArt, Hollycraft, West Germany, 1928. Последняя, например, благодаря эксклюзивному договору с Ватиканской Библиотекой, получила право воспроизводить объекты и драгоценности из коллекции религиозных экспонатов Ватикана!  Привлекая эти ресурсы, Ювелирная компания «1928»  создала Коллекцию Ватиканской Библиотеки, линию, ориентируемую на украшения религиозной тематики. Эта вдохновенная коллекция предлагает украшенные  драгоценными камнями в виде ангелов, крестов, распятий, сложенных для молитвы рук, чёток, закладок и прочего.

1615 14









В целом многие коллекции винтажных украшений, этих компаний создавались, чтобы воздать должное изысканному  стилю и дизайну  Ренессанса.


Стиль Маньеризм

Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм», как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.

Этот этап отражал кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. Искусство Маньеризма в целом характеризуется превалированием формы над содержанием. Изысканная техника, виртуозность манеры, демонстрация мастерства не соответствует скудости замысла, вторичности и подражательности идей. В Маньеризме усталость стиля, исчерпанность его жизненных источников. Именно поэтому этот термин часто толкуют более широко, называя маньеризмом последнюю, кризисную фазу развития любого художественного стиля в различные исторические эпохи.

Впервые после Ренессанса с таким трудом достигнутая гармония содержания и формы, изображения и выражения стала распадаться из-за чрезмерного развития и эстетизации отдельных элементов, изобразительных средств: линии и силуэта, красочного пятна и фактуры, штриха и мазка. Красота отдельно взятой детали становилась важнее красоты целого. Этот путь неизбежен для эволюции форм любого художественного стиля, но величайшая по своим художественным достижениям эпоха Возрождения создала и выдающийся Маньеризм.

134796125Ярким примером маньеризма является творчество знаменитых аугсбургских и нюрнбергских злато кузнецов и ювелиров, прежде всего “немецкого Челлини” В. Ямнитцера. С конца 16 столетия в области декоративного искусства критерием особой ценности и красоты стало “редкостное и замысловатое”. Заказчиков все менее удовлетворяло повторение ренессансных образцов, они требовали новизны, фантазии, технической изощренности, роскоши и богатства. Это вынуждало мастеров искать новые материалы, сочетать золото и серебро с драгоценными камнями,  жемчугом , кораллами, перламутром, заморским черным и красным деревом. Различного рода диковины, как например ветвистые кораллы или раковины-наутилусы, стали своей формой определять общую композицию изделий. Архитектоника, логика построения композиции полностью уступала произволу, причудам фантазии художника и заказчика.

В своем развитии в это период мода дошла до абсурда: одежда превратилась просто в футляр, совершенно не связанный с человеческим телом и его пропорциями. Модная стилизация, до которой дошли дамский райфрок и закрепленный лиф, сделанные как самостоятельные части одежды и очень основательно, не имеет аналогий в истории моды.
Маньеристическая мода, которая господствовала целых пятьдесят лет, в начале XVII века отступила. Наступает эпоха барокко.


Стили ювелирных украшений. Содержание.


Материал взят: http://www.bibliotekar.ru/yuvelir/index.htm http://fammeo.ru/articles.php?article_id=958 http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%ED%FC%E5%F0%E8%E7%EC http://www.alentrada.org.ua/ua/skarbnichka-premudrostey/ukrasheniya-xvi-veka.html

bf146683