?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Искусство "Русского узорчья"

«Русское узорочье» - так называют яркое самобытное искусство золотых и серебряных дел мастеров Древней Руси XVI-XVII исков. И это название удивительно точно передает характер украшений того времени, которые отличаются пышностью орнаментального декора и необычайным богатством красок. В украшениях много насыщенных по тону цветных камней самого высокого достоинства - посаженных в высокие касты альмандинов, сапфиров, рубинов, шпинели, изумрудов, аметистов, бирюзы и, конечно, любимого во все времена жемчуга. Особую декоративность придает изделиям обилие растительного сканного орнамента, широкое применение многоцветной эмали, черни глубокого тона, рельефных чеканных узоров.

В средневековой Руси драгоценные украшения пользовались всеобщей любовью, о чем сохранилось немало исторических свидетельств. Их носили и женщины, и мужчины, независимо от того, принадлежали ли они к простому посадскому люду или представляли верхушку тогдашнего феодального общества - царскую семью и боярство. Их украшения отличались только ценностью металлов и камней, то есть стоимостью, и, естественно, особенно богатым было ювелирное оформление царских нарядов. Роскошь парадных драгоценностей немало удивляла иностранцев, иноземные послы сообщали на родину, что царь и бояре одеваются «пышно без всякой меры».

Поражал воображение европейцев и необычайно широкий и самобытный набор украшений, которые носили жители Московии. Их длинные, широкие одежды, почти целиком закрывавшие фигуру, украшали многочисленные драгоценности - накладные, нашивавшиеся и пристегивавшиеся. Некоторые из этих изделий не дошли до наших дней и известны только по документальным источникам и немногим сохранившимся портретам. Среди них - декорированные золотом, камнями и жемчугом «аламы», пристегивавшиеся к платью на груди; «образцы», украшения с жемчугом и золотыми запонами, в большом количестве прикреплявшиеся к разным частям парадного костюма; «ожерельеце» - разновидность стоячего или отложного воротника, пристегивавшегося к вороту сорочки, платья либо зипуна.

3
























Но и те немногие древнерусские украшения, которые можно увидеть в российских музеях, дают представление о своеобразной красоте и характерных особенностях «русского узорочья». Необыкновенно декоративно так называемое «кружево» - полосы, составленные из небольших прямоугольных золотых и серебряных прорезных запон; его использовали для отделки ворота, подола и рукавов одежды. Мотивы ажурного узора запон, украшенных камнями и эмалью, напоминают цветки граната, тюльпанов и других незнакомых на севере растений.

Важную роль в парадном женском наряде играли рясны - длинные, спускавшиеся до плеч жемчужные нити, которые подвешивали к головным уборам симметрично по обеим сторонам лица. Их ношение требовало особой плавности движений и величавой походки, что в немалой степени определяло удивительно царственный образ женщины того времени.

Видное место в древнерусском костюме занимали и те виды украшений, которые существуют до сих пор. Особенно разнообразны и оригинальны по форме были серьги, во все времена являвшиеся излюбленным украшением русских женщин. Судя по форме замка, некоторые довольно массивные украшения носили не в ушах, а прикрепляли к головному убору.

Широкое распространение получили в XVI-XVII веках серьги, носившие название «одинцы», «двойчатки» и «тройчатки», которые пользовались успехом у женщин самых разных сословий. Их различие состояло лишь в количестве проволочных стерженьков - главном конструктивном элементе украшения, - крепившихся к массивной проволочной мочке и унизанных камнями, жемчугом, кораллами и цветными стеклами либо серебряными цилиндриками, усыпанными зернью.

Многие типы серег, бытовавших в то время на Руси, являются чисто русским изобретением и в таком варианте не встречаются у других народов. К их числу можно отнести новгородские серьги-«голубцы», форма которых напоминает стилизованные фигурки двух птиц, обращенных друг к другу либо клювиками, либо спинками. В соответствии со вкусами той эпохи поверхность серег была украшена затейливыми завитками из сканных жгутиков, драгоценными камнями, жемчугом, перламутром или цветными стеклами. Необычайное своеобразие отличает и серьги из Сольвычегодска и Великого Устюга, декорированные расписной эмалью и жемчугом, уникальным даром рек Русского Севера.

2

Наиболее ярко черты «русского узорочья» проявились в золотых серьгах московских злато кузнецов, украшенных сканью с многоцветными эмалями, камнями и жемчужными подвесками. Красочные, нарядные, с четко выверенными симметричными формами, эти серьги олицетворяют представления о красоте, характерные для того времени, и являются образцом художественного совершенства.

Неизменной любовью практически у всех слоев населения Древней Руси пользовались кольца. В торжественных случаях кольца зачастую носили на всех пальцах рук, а для их хранения изготавливали специальные ларцы. Предпочтение отдавалось перстням, то есть кольцам со щитком с драгоценными камнями. Крупные камни - изумруды, рубины, сапфиры, бирюзу, жемчуг - вставляли в приподнятые массивные касты, часто декорированные многоцветной эмалью. Особенно эффектно выглядели перстни, формой щитка напоминавшие высокие конусообразные цветки, увенчанные жемчугом или драгоценными камнями. 11опулярны были также золотые кольца с восьмилепестковой розеткой, украшенной небольшими камнями, чаще всего изумрудами и рубинами. Широко бытовали перстни-печати, резной щиток которых декорировали пояском мелкого растительного орнамента. Но каким бы разнообразием ни отличались кольца того времени, и какую бы форму они ни имели, все кольца были не только декоративны, но и удобны в использовании.
5В набор ювелирных изделий, служивших украшением костюма как царя, бояр и дворян, так и богатых посадских людей или крестьян, обязательно входили пуговицы, которые нашивали на одежды и головные уборы. Их обычно очень ценили, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней описи имущества царей и знатных бояр, и неоднократно перешивали с наряда на наряд, а порою из этих незатейливых украшений составляли даже целые ожерелья. Пуговицы были необычайно разнообразны по формам, размерам и технике изготовления - крупные и мелкие, шарообразные, куполообразные либо грушевидные, их декорировали чеканными и сканными узорами, зернью, эмалью, чернью или камнями.

Дополнением костюма были также драгоценные пряжки и булавки, но особой популярностью пользовались золотые и серебряные цепи, собранные из плоских колец или розеток, украшенных голубой и белой эмалью, либо состоящие из звеньев, выполненных в виде восьмерок из завитков плющеной скани.

Хотя украшения невелики по размерам и имеют специфические формы, они, несомненно, отличаются теми же художественными особенностями, что и произведения других видов ювелирного искусства того времени. В них та же гармония форм и выразительность симметричных композиций, пышность орнаментального декора, то же звонкое многоцветие камней и эмалей, наконец, то же благородное чувство меры, как и в драгоценных предметах убранства стола или в ювелирных изделиях культового назначения.

Мастера золотого и серебряного дела XVI-XVII веков продолжили художественные традиции своих предшественников и, аккумулируя в своем творчестве опыт искусных ювелиров Византии, а нередко и заимствуя некоторые технические приемы и мотивы искусства Востока и Запада, они вместе с тем привнесли в ювелирное дело свой особый идеал красоты и создали яркий самобытный стиль русского искусства.

На протяжении последующих столетий российские ювелиры неоднократно обращались к творчеству мастеров «русского узорочья», порою повторяя некоторые формы и элементы этого стиля или же творчески трансформируя их и создавая новые образы и композиции.

323331

Современные украшения в стиле русского узорчья

Барокко

В то время, когда в ювелирном искусстве России господствовало «русское узорочье», Европа вступила в эпоху барокко.

Барокко родилось в конце XVI века в Италии, но прошло немногим более половины столетия, и стихия этого яркого, роскошного стиля охватила Францию, а за ней и большинство стран Европы.

32
















Небезынтересна история происхождения термина «барокко». Как писал исследователь стилей в искусстве В.Е Власов, «жаргонное словечко «бароко» использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы, а в середине XVI века оно появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, неуклюжего, фальшивого». Несколько позже французские мастера стали довольно широко употреблять слово baroquer, но в их словаре оно уже означало «смягчать, растворять контур, делать форму более мягкой, живописной». В качестве термина, обозначающего конкретный художественный стиль, слово «барокко» вошло в научный обиход только в XIX столетии, и его этимология в определенной мере раскрывает содержание стиля.

Действительно, барокко - один из самых пышных и живописных исторических стилей, в нем нет той «правильности», четкости и сдержанной гармонии, которые характерны для произведений эпохи Ренессанса. Но, возможно, еще более точно стиль барокко могут охарактеризовать эпитеты «великолепный и торжественный». Именно такими предстают перед нами совершенные образцы архитектуры барокко - величественные храмы Рима, возведенные в XVII веке по повелению пап, дабы прославить власть и могущество католической церкви.

109

В ювелирном искусстве наиболее яркое развитие стиль барокко получил в работах французских мастеров, поставщиков двора Людовика XIV. Правление Короля-Солнца (1643-1715) стало апогеем абсолютной власти, и для оформления этой власти требовалась достойная оправа. Самые искусные ювелиры, так же как и лучшие мастера других видов искусства, стекались к французскому королевскому двору. Интересно отметить, что золотых дел мастера пользовались там особыми привилегиями, не случайно только им и живописцам было разрешено высочайшим указом носить шелковые чулки, что до той поры позволялось лишь дворянам.

В результате деятельности работавших при французском дворе художников и мастеров сложились характерные особенности, а также те формы и элементы декора, которые отличают искусство барокко. Эмоциональному содержанию этого стиля присущи, прежде всего, яркая помпезность и сдержанное величие. Но вместе с тем в соответствии со вкусами того времени он экспрессивен и жизнерадостен, что ясно просматривается как в архитектурных сооружениях, так и в произведениях декоративно-прикладного искусства - в динамике их силуэтов, игре света и тени, пышности и сочности декора, сложности криволинейных очертаний. В орнаментике барокко преобладали тяжелые гирлянды цветов и плодов, раковины и волюты, мотивы аканта, прихотливых бантов, картушей, двойного завитка в ниде буквы «С».

Особой декоративностью отличался костюм эпохи барокко. Характерные для того времени живописные драпировки создавали интригующую игру света и тени, свойственную этому стилю, и требовали медленных, плавных движений, отвечавших принятому дворцовому церемониалу. Модные женские платья обладали весьма сложным и прихотливым силуэтом, возникавшим из-за контраста между очень узким декольтированным корсажем и широкой юбкой. И мужские камзолы, выполненные из узорчатой парчи, и шелковые или парчовые женские платья - все костюмы знатного дворянства почти сплошь были украшены кружевом, лентами, шнурами, вышивкой.

567











Однако оставалось место и для драгоценностей. Открытую шею дамы обвивали нити прекрасного жемчуга, очень модного в эпоху барокко. В ушах сверкали роскошные многодельные серьги с тремя жемчужными подвесками, так называемой формы «жирандоль». Жемчуг также нашивали вместе с лентами на платье, им украшали волосы и талию. Мода того времени была благосклонна и к дорогим кольцам с рубинами и изумрудами, закрепленными в высоких кастах. Приметой времени могут служить и драгоценные пряжки для одежды и обуви.

Наличие в костюме многочисленных драпировок требовало различных заколок. Раньше использовали аграфы, теперь их заменили броши, которые впервые вошли в обиход именно в эпоху барокко. Крупные декоративные броши, декорированные яркими камнями - изумрудами, рубинами,  сапфирами, жемчугом, - украшали декольте корсажа или подчеркивали осиную талию дамы. Небольшие броши-розетки, оформленные драгоценными камнями,  скрепляли модные тогда бессчетные прорези на платьях. Но, пожалуй, наиболее характерны для «стиля роскоши», как порою называют искусство этого времени, усыпанные камнями ажурные броши-склаважи - их прикрепляли к шейной ленте или акцентировали ими глубокие декольте.

1

Удивительно эффектны крупные броши, выполнявшиеся в виде букетов цветов или переплетенных ветвей, либо в виде всевозможных лент, завязанных бантом. По одной из легенд, возникновение моды на броши-банты связано с небезызвестной мадам де Севинье, прославившейся своими эмоциональными письмами к дочери, красочно рисующими быт и нравы светского общества ее времени. Подтверждением этой легенды может служить принятое позднее название броши-банта с подвеской - «брошь де Севинье». Все броши того времени в соответствии с принципами стиля барокко имели пышные, строго симметричные формы и были обильно украшены глубокими по цвету драгоценными камнями.

Царственное великолепие французского двора и главной резиденции Людовика XIV - Версаля, где ни на день не прерывалась череда ослепительных празднеств, превратило Францию в признанную законодательницу моды, которой стремилось подражать дворянство всей Европы.

В Россию барокко пришло много позже, уже в XVIII веке, после реформ Петра I с их ориентацией на западную культуру. Украшений того времени сохранилось до обидного мало. В какой-то мере о них можно судить по хранящимся в ряде музеев Москвы брошам-склаважам, украшенным рубинами и опалами. Влияние барокко заметно и в декоре довольно скромных серебряных серег XVIII века из собрания Российского Этнографического музея, возможно, когда-то принадлежавших горожанкам с умеренным достатком или даже крестьянкам.

Современные укарешния в стиле барокко

барокко – это роскошный декор ювелирных украшений с динамичными, пышными и вычурными формами. Основные признаки данного стиля: пышный декор, нет сдержанности, четкости, правильности, гармонии. Преобладают тяжелые орнаменты, гирлянды, банты, завитки. Чаще всего – это массивные украшения. Современные ювелирные бренды этого стиля – Buccellati, Carrera y Carrera.

с2
с1
с1
















Рококо

Со временем пышные, тяжеловесные формы и симметричные композиции барокко сменились на игривую легкость причудливых асимметричных форм и легкие нежные краски нового стиля - рококо. Некоторые специалисты не считают рококо самостоятельным стилем, а рассматривают его как позднее барокко, однако такой авторитетный исследователь, как В.Г. Власов, убедительно доказывает самостоятельность и оригинальность стилевого строя рококо.

1Название «рококо» (rococo) происходит от мотива «рокайль» (французское -rocaille), главного элемента орнамента этого стиля, строящегося на основе завитка раковины. Этот ликующе-праздничный стиль, появившийся в искусстве Франции во второй четверти XVIII века, совпадает по времени с правлением короля Людовика XV (1715-1774). Вскоре стиль рококо распространился в большинстве стран Европы. Он определил развитие не только архитектуры, живописи, скульптуры, но в еще большей степени всех видов прикладного искусства, включая мебель, бронзу, шпалеры, ткани, фарфор и, конечно, костюм и ювелирные украшения.

Унаследовав основные формы от искусства предыдущей эпохи, стиль рококо оказался совершенно иным в главном - претенциозной парадности барокко он противопоставил камерность и игривое изящество стиля аристократических салонов.  Такая трансформация ориентиров не могла не вызвать изменений в пластических и композиционных решениях, которые и определили характерные особенности нового стиля.

Художники того времени, отказываясь от ясной конструктивности своих произведений, искали новый идеал красоты в утонченной грациозной пластике, асимметричных композициях, изогнутых линиях. По сравнению с барокко орнаментика рококо приобрела удивительную легкость и изящество, акантовый лист стал тоньше, ленты в гирляндах начали развиваться, листья - закручиваться, а главный элемент орнамента рококо - раковина - превратилась в веерообразную композицию из извивающихся лепестков.

Стиль рококо нашел необычайно яркое художественное воплощение и в ювелирном искусстве. Это совпало с повсеместным распространением бриллиантовой огранки алмазов, изобретенной, по мнению некоторых исследователей, в конце XVII века венецианцем Винченцо Перуцци. Сверкающий, играющий всеми цветами радуги камень как нельзя лучше подходил к эстетике искусства рококо, и в украшениях среди других драгоценных камней пальма первенства была отдана бриллианту. Чтобы лучше продемонстрировать несравненную красоту этого камня, ювелиры начали изготавливать изящные оправы, используя для них не желтое золото, как раньше, а серебро. Для мелких бриллиантов стали выполнять закрепку «паве», позволяющую располагать камни близко друг к другу, почти сплошь покрывая ими поверхность изделий.

49414_60076










Модный костюм эпохи рококо был весьма благосклонен к драгоценным украшениям. Глубокие, откровенные декольте женского платья, доходившие порою до талии, способствовали появлению моды на колье. Особенным успехом пользовались бриллиантовые колье с подвесками каплевидной или звездообразной формы. Подобные изделия являлись главной принадлежностью парюр - вошедших в моду гарнитуров украшений, которые в то время включали аналогичные по рисунку, работе и материалу серьги, кольца, украшения для головы и несколько реже - браслеты.

Светоносные бриллианты в легких ажурных оправах, украшавшие серьги, оживляли лицо и делали его еще более эффектным и интригующим, что так ценилось в эпоху рококо. При этом предпочтение отдавалось так называемым серьгам «бриолез» - с подвижно закрепленными длинными подвесками каплевидной и звездообразной формы.

Не выходили из моды и популярные в эпоху барокко броши в форме бантов из лент, сплетенных веточек или букетов цветов, но стиль рококо внес в них свои коррективы. Броши засверкали бриллиантами, их формы стали изящнее, линии более гибкими, колорит изысканнее, а динамичные композиции утратили былую уравновешенность и симметрию.

Под влиянием господствовавшей в то время «пасторальной моды» дамы любили украшать свои платья цветами - живыми и искусственными, но особое предпочтение они отдавали красочным букетам, выполненный из драгоценных камней и бриллиантов. Ведь не случайно XVIII столетие называют «веком цветка и алмаза». Тогда же в моду вошли так называемые «портбукеты», служившие своеобразной драгоценной вазой для букетов из живых цветов, в которые зачастую для придания украшениям большей ценности включали цветы из золота, серебра и роскошных камней.

Особое внимание модницы того времени уделяли прическам. Пожалуй, никогда раньше - да и позже - волосы не укладывали столь сложно и замысловато, как в эпоху рококо. Порою дамы носили на головах целые натюрморты из цветов, лент, шпилек, перьев, дополняя свои причудливые прически драгоценными украшениями. Именно тогда в моду вошли всевозможные качающиеся при движении, часто ажурные шпильки подвижных конструкций, как их тогда называли, «цитернадель» (от немецкого zittern -дрожать и nadel - булавка). Большой популярностью пользовались эффектные эгреты, асимметрию которых подчеркивали изящные перья, а иногда и яркие бабочки.


2349287_600











Но не только женщины в тот галантный век проявляли интерес к драгоценностям. Мужчины украшали сверкающими орденами грудь, закалывали драгоценностями кружевные жабо, вставляли бриллианты в пряжки брюк, щеголяли роскошными перстнями и великолепными рукоятками шпаг; признаком особой элегантности кавалера служило тонкое позвякивание золотых брелоков.

В Россию стиль рококо пришел в правление императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761). В это время оформление интерьеров, мебели, костюма, да и весь уклад жизни были подчинены французской моде, чему во многом способствовали иностранные художники и мастера, в том числе и ювелиры, работавшие в России. Возможно, отчасти благодаря им с тех пор русских золотых и серебряных дел мастеров стали называть так же, как и на Западе - ювелирами.

Набор и формы украшений, выполнявшихся в России, практически не отличались от того, что носили в Европе. К сожалению, немногие из произведений ювелиров той эпохи дошли до нашего времени: слишком хороши были украшавшие их камни и чересчур велико искушение при очередном изменении моды извлечь их, чтобы создать новые, более современные изделия. Тем не менее некоторые экспонаты, хранящиеся в российских музеях, дают представление об искусстве рококо и его стилистике. Наиболее ярким и совершенным образцом стиля рококо является, несомненно, сапфировый убор, принадлежащий Алмазному фонду России - великолепный эгрет и серьги-жирандоли. В асимметричных линиях динамичной, тонко прорисованной композиции, словно ниспадающие струи петергофских фонтанов, сверкают и горят множеством огней посаженные в изящные оправы бриллианты, манят таинственной глубиной прекрасные сапфировые капли.

Некоторые черты искусства рококо можно увидеть и в менее дорогих вещах, например в широко бытовавших на Русском Севере серьгах с мелким жемчугом, собранным в виде виноградной грозди.

Во второй половине XVIII века блестящего расцвета в России, как и во всей Европе, достигло искусство эмалевой миниатюры. Портреты на эмали помещали в кольца и броши, окружая их пояском из бриллиантов или мелкого жемчуга. Но в четких строгих оправах этих украшений уже заметны черты нового стиля - классицизма.

с1

Изумрудная диадема с чередующимися арками и бантами в стиле рококо 1901 г. Болин.













Современные украшения в стиле рококо

с1

Стиль Рококо – более легкий, чем барокко. Для него характерны изогнутые формы, ассиметричные, причудливые сочетания всевозможных завитков и гирлянд. Вообще для стиля Рококо используют всевозможные закручивания, переплетения, это веерообразная композиция: изящная, хрупкая, грациозная. В этом стиле работает множество российских ювелирных брендов: «Сирин»,  «Стела эксклюзив».



с4
с3















Материал взят:
http://www.bibliotekar.ru/yuvelir/4.htm

http://www.liveinternet.ru/users/dinka-irinka/post120294897/

http://www.jevel.ru/article/stili_uvelirnih_ukrasheniy.html

http://www.jewelrybureau.ru/publ/russkie_tradicii/1-1-0-1

Стили ювелирных украшений. Содержание.


bf146683