?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Романтизм

Крушение могущественной империи Наполеона вызвало в Европе небывалый подъем общественного самосознания, обостривший стремление к личной и гражданской свободе и подтолкнувший к поискам новых идеалов. На этой волне к 30-м годам XIX века в европейской культуре сформировалось новое направление, которое получило название романтизм.

178283
















Наиболее ярко романтизм заявил о себе в литературе. Кумирами публики стали поэты и писатели, в произведениях которых нашли отражение сильные страсти и величие духа. На устах у всех были имена Байрона и Шелли, Гёте и Гюго, Жуковского и Пушкина, Вальтера Скотта и Гофмана. В это бурное время стиль и мода рождались уже не при дворах королей или императоров, а в литературных салонах и в среде просвещенного дворянства, что, несомненно, определяло их эстетическое содержание.

8473b28c058f

















Ожерелье из зубов оленя (королева Виктория носила ожерелье из зубов оленя, убитого мужем на охоте. На каждом зубе присутствовала гравировка с датой, а на застежке "застрелен Альбертом") и зубов обезьяны (конец 19 в.)

В мировосприятии романтиков пафос героической борьбы соседствовал с мистическими настроениями, внимание к личным переживаниям человека - с поэтизацией природы, а интерес к истории и национальному фольклору - с мечтой о новой культуре, которая вобрала бы в себя все лучшее из того, что было в прошлом.

По мнению некоторых специалистов, первоначально романтизм был ориентирован на идеализацию искусства Древнего Рима, что и определило его название. Однако, возможно, более правы те исследователи, которые связывают рождение романтизма с началом «романтического движения» в Англии, где в середине XVIII века вышло несколько «готических романов» на темы Средневековья.
ff0abfa4cecaРомантические настроения эпохи предопределили появление своеобразных, порою имеющих сентиментальный характер украшений, «идеальная ценность» которых в глазах владельцев намного превышала материальную. Это памятные браслеты с миниатюрой в центре, сплетенные из волос любимых, или траурные кольца с вставками из гагата и оникса. Это медальоны, броши и браслеты, с помещенными в них локонами возлюбленных или детей; их скрывали под крышками, декорированными эмблемами дружбы, любви или траура. Наконец, это украшения из железа, которые, как на заре цивилизации, стали носить после войны патриотически настроенные модницы Германии, пожертвовавшие все свои драгоценности на борьбу с Наполеоном.


Историзм

После наполеоновских войн волна романтических настроений прокатилась по всей Европе, и на этом фоне сформировался первый из неостилей XIX века - неоготика. Вслед за неоготикой, а порою и одновременно с ней, образцом для подражания становилось искусство других исторических эпох. Это увлечение породило целую череду неостилей - неорококо (или второе рококо), второй ампир, неоренессанс, необарокко, третье рококо, неоклассицизм. Увлечения тем или иным стилем возникали и сменяли друг друга так быстро, что зачастую неостили смешивались и, приобретя новые качества, лишь отдаленно напоминали свой первоисточник. Не удивительно, что картина стилистики произведений того времени была на редкость разнообразна и живописна.

Время возникновения и периоды расцвета тех или других неостилей в разных странах Европы порою не совпадали, так же как и названия неостилей. К примеру, во Франции неорококо 1830-1840-х годов именуют «стилем Луи-Филиппа», а в Англии -«ранним викторианским стилем» и т.д. В России для обозначения искусства середины и второй половины XIX века было введено общее понятие - историзм, поскольку определяющие его стили сориентированы на исторические прототипы и интерпретацию искусства прошлого.

Из-за постоянных изменений общественных вкусов мода в европейском костюме той эпохи была необычайно быстротечна. Собственно, это касается преимущественно дамских нарядов, мужской костюм претерпевал лишь незначительные перемены в крое фрака, сюртука и брюк или в форме цилиндров и способе завязывания галстука. Зато дамы, следуя за стремительной модой, постоянно обновляли свои туалеты. Этому в немалой степени способствовали и модные журналы, издававшиеся во Франции и Англии, странах - законодательницах моды того времени.

В разные периоды, в соответствии с господствовавшим тогда стилем, дамские платья имели свои отличия, но тем не менее они всегда прекрасно сочетались с ювелирными изделиями, которыми дамы щедро украшали себя и свой костюм. Конечно, при подборе драгоценностей к своему туалету они руководствовались прежде всего собственным вкусом, тем не менее к этому времени было принято деление ювелирных украшений на более скромные дневные, в том числе визитные, и роскошные вечерние.

34










Слева. Коронационный перстень королевы Виктории (1838. Великобритания. Сапфир, бриллианты, рубины. Представляет собой уменьшенный вариант перстня Вильгельма IV)

Справа. Коронационный перстень королевы Аделаиды (1831. Великобритания. Бриллианты, рубины. По традиции коронационные перстни оставались в личной собственности монарха, но этот, как и коронационный перстень Вильгельма IV, вошло в коллекцию королевских сокровищ. С 1901 года используется для каждой церемонии)


Для дневных украшений использовали недорогие камни - агаты, малахит, сердолик, ониксы, кораллы, в середине века - камеи на раковине и мозаичные изображения, .1 с 1860-х годов возникла мода на гранаты и, вероятно, под впечатлением от драгоценностей мусульманского Востока - бирюзу. Мелкой бирюзой расцвечивали цветочные композиции чеканных узоров или «осыпали» ими ветки и листья, а крупные, чистые камни помещали в зубчатые оправы и украшали ими более парадные изделия.
1255422088_61255422089_7















На изготовление бальных украшений шли самые прекрасные камни - яркие изумруды, рубины, сапфиры и, конечно, алмазы, зачастую ограненные розой. С большим воодушевлением были встречены и поступавшие в это время из Бразилии высочайшего качества топазы, аметисты и аквамарины, которые превосходно выглядели в окружении бриллиантов. Высоко оценивались «русские камни» - уральские александриты и изумруды. Несколько позже вечерние драгоценности украсили австралийские опалы, редкостные по цвету сапфиры Юго-Восточной Азии и прекрасные бриллианты из Южной Африки. Особенно ценились солитеры - крупные бриллианты безупречного качества. Увлечение драгоценными камнями не отражалось на любви к жемчугу - она оставалась неизменной во все времена. Из крупных жемчужин выполняли ожерелья и серьги, более мелкими окружали цветные драгоценные камни, камеи и миниатюры.

67
















Слева. Малая Бриллиантовая корона королевы Виктории (1870. Великобритания. Золото, 1300 бриллиантов. Высота менее 10 см. После смерти в 1861 году супруга, принца Альберта, королева часто надевала эту миниатюрную корону поверх вдовьей вуали)
Справа. Корона баварской королевы (1806 – 1807. Германия.Золото, бриллианты, жемчуг)


Каждая смена моды в костюме влекла за собой изменения в наборе ювелирных украшений, которым отдавалось предпочтение. В 1830-е и с середины 1850-х годов носили особенно много украшений. Это были как традиционные виды изделий (броши, браслеты, серьги, кольца, различные подвески, а в период второго рококо - диадемы и колье), так и довольно редко встречавшиеся: всевозможные гребни, отделанные перламутром и жемчугом или драгоценными камнями; медальоны разных форм; пояса с драгоценными пряжками; роскошные бриллиантовые фермуары на черной бархатной ленте; широкие парные жемчужные браслеты, которые надевали на обе руки, и бархатные браслеты с камнями и жемчугом; украшавшие голову изящные ободки, обрамлявшие пучок; ферроньерки, составленные, как правило, из цепочки и свешивавшегося на лоб изящно оправленного бриллианта, жемчужины или другого драгоценного камня.

В ювелирных украшениях нашли отражения все неостили эпохи историзма. Неоготический стиль способствовал появлению множества имитаций старинных изделий эпохи Средновековья и вызвал интерес к украшениям из чугуна. Мода на них, как и сам стиль, пришла в континентальную Европу из Англии, где в это время романтика Средневековья владела умами писателей, художников, архитекторов.

1255422141_21255422110_121255422139_9















Слева. Гребень и брошь (1840-е - 1860-е. Россия.Кость; резьба)
В центре. Серьги (Первая половина 19 века. Россия. Золото, алмазы, жемчуг; эмаль)


Неорококо, к которому после крушения империи Наполеона и возрождения монархии во Франции тяготели не только аристократы, но и с упоением подражавшая им разбогатевшая буржуазия, принесло с собой увлечение усыпанными красивыми камнями брошами-букетами на высоких стеблях и другими украшениями эпохи рококо. К этому стилю чаще всего обращались при создании особо парадных, вечерних украшений, собственно так же как и к формам эпохи барокко, типа пышных Гфошей-склаважей или брошей-бантов. Однако при том, что во многих новых украшениях почти буквально цитируются старинные образцы, в них нет изящества и живописности их исторических прототипов. Это особенно отличает изделия периода второго рококо, совпавшего со временем правления во Франции Наполеона III и императрицы Евгении (1852-1870).
10

















Пара браслетов (19 век. Франция. Бриллианты, рубины. Выполнены по эскизу Бапста для герцогини Ангулемской)

Распространение в середине века стиля неоренессанс, основоположником которого считается друг Виктора Гюго, известный парижский ювелир Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, способствовало популярности украшений с объемными деталями в нидс сфинксов на концах браслетов, миниатюрных фигурок-статуй на булавках для пик туков и других изделий с рельефными деталями, типа тех, что изготавливали ювелиры в XV-XVI веках, и ферроньерок - налобных украшений, подобных тем, которые носили итальянки во времена Леонардо да Винчи, а также привело к широкому использованию эмалей.

1211

















Слева. Диадема. Фрагмент (Середина 19 века. Франция. Жемчуг. Часть жемчужного гарнитура императрицы Евгении)
Справа. Ожерелье (Середина 19 века. Франция. Золото, бриллианты, рубины. Принадлежало императрице Евгении, входило в состав гарнитура, включавшего кольцо и серьги)

Неогреческий стиль, сформировавшийся в конце 1860-х годов, привнес в ювелирное искусство мотивы и орнаментику греческих и этрусских украшений. Камеи, мозаики, гравированный меандр, акант, пальметты - все эти и другие приметы античного искусства, а затем и стиля классицизм, вновь появились в кольцах, ожерельях, браслетах, брошах. Золотые колье и серьги приобрели подвески в виде античных амфор. Узоры из мелкой зерни, заимствованные из искусства этруссков, украсили браслеты и медальоны. Античные корни имеет и мотив змеи, который стал необычайно популярен к середине' пека. Золотые змеи, декорированные камнями, жемчугом или эмалью, а иногда и силе генные из волоса, обвивали руки дам, шею, талию.
29















Слева. Подвеска "Бюст Антинои" (Конец 18 века. Австрия. Сердолик, золото; белая, черная, синяя эмаль)
Справа. Подвеска с камеей "Бюст Минервы" (1860-е. Италия. Трехслойный агат, золото)


В рационалистический век индустриализации производства и капитализации общественных отношений лирико-сентиментальные настроения, рожденные в эпоху романтизма, находили выход в увлечении изделиями с мотивами флоры и особенно фауны. С большим мастерством ювелиры создавали драгоценные украшения с изображениями лебедей, орлов, ящериц, всевозможных насекомых. При воспроизведении природных мотивов они стремились быть предельно точными в передаче натуры, умело подбирая колорит камней и не допуская вольностей в рисунке. Тема «драгоценной флористики и анималистики», впервые так ярко и выразительно прозвучавшая в искусстве второй половины XIX века, сохранила свою актуальность и в последующее время, вплоть до наших дней.

Нельзя не отметить и «русский стиль», сложившийся в эту эпоху в России и существовавший одновременно с неостилями, пришедшими из Западной Европы. Ранний этап его развития принято определять как «русско-византийский», поздний - как «неорусский».

1255422058_111255422096_17















Слева. Пряжка от пояса (1830-е, Россия. Цветное золото, бирюза, стекло; эмаль, литье, чеканка, гравировка)
Справа.
Броши и серьги (1850-е - 1860-е, Россия. Серебро, золото, бирюза, кораллы, жемчуг, гранаты; литье, чеканка, гравировка)

В основе стиля лежало романтическое стремление возродить исконно русскую культуру, которое в значительной мере определило развитие архитектуры, живописи, прикладного искусства, музыки того времени. В ювелирном деле обращение к историческим корням - к древнерусскому искусству XVII века - порою выливалось в стилизацию старинных форм и декора. Однако ряду ювелирных фирм удалось создать выразительные произведения, вполне отвечавшие патриотическим настроениям своего времени и пользовавшиеся неизменным успехом на международных выставках. Их техническое исполнение до сих пор вызывает восхищение. В XIX веке «русский стиль» в большей степени отразился на развитии таких видов ювелирного искусства, как предметы православного культа, интерьерные декоративные композиции и предметы сервировки стола, а на художественное решение ювелирных украшений он оказал значительно меньшее влияние. Тем не менее присущие этому стилю черты можно увидеть в украшениях конца XX столетия, когда в России начался процесс возрождения традиций русского ювелирного искусства.

Довольно часто в произведениях эпохи историзма, которую некоторые исследователи пренебрежительно окрестили периодом эклектики, усматривают только искаженные черты «чистых» стилей предыдущих эпох. Но при всей справедливости подобных воззрений нельзя не отметить, что художники и ювелиры того времени создали обширный арсенал форм, видов декора и технических приемов, оказавшийся востребованным и спустя многие десятилетия и в значительной степени определивший творчество мастеров всех последующих поколений.

Особенно впечатляют технические достижения в ювелирном деле второй половины XIX века. К их числу можно отнести создание новых сплавов металлов и способов огранки камней, использование гальванического золочения и серебрения, применение платины и полихромного золота, возрождение и совершенствование разнообразных технологий ювелирной эмали. Наконец, не следует забывать о механизации изготовления изделий, позволившей ускорить и удешевить производство, что сделало ювелирные изделия доступными более широкому кругу любителей драгоценностей. Впрочем, технический прогресс в области создания ювелирных изделии имел и некоторые негативные последствия, например, использование штамповки вместо ручной чеканки не могло на сказаться на художественном качестве: результатом явилась сухость и механистичность форм и декора украшений, что заметно отличало новые изделия от старинных.

Однако метод создания новых произведений путем заимствования и смешения элементов разных стилей, использовавшийся в искусстве эпохи историзма, должен был рано или поздно себя исчерпать. Уже в 1880-е годы этот метод стал подвергаться критике в среде художественной интеллигенции и начали формироваться общества, ратовавшие за движение к новому искусству. Интенсивные поиски оригинальных выразительных средств увенчались успехом, и в конце 1880-х годов развитие искусства пошло по новому пути, который определялся новым художественным стилем - модерном.

Эпоха историзма оставила в истории ювелирного искусства много замечательных имен. Это и уже упоминавшийся парижский ювелир и предприниматель Франсуа Дезире Фроман-Мёрис, и основатели существующих и поныне знаменитых французских ювелирных домов Луи Франсуа Картье и Фредерик Бушерон, и замечательный итальянский ювелир Пио Фортунато Кастеллани, раскрывший секреты тончайшей зерни и филиграни, которыми славились древние греки и этрусски, и целая плеяда российских ювелиров. Среди других выдающихся мастеров особенно яркий след в искусстве создания украшений оставили ювелиры семьи Болин, Леопольд Зефтиген и классик историзма в ювелирном творчестве, несравненный Карл Фаберже.

Любопытен факт, что мировые ювелирные бренды, которые сегодня правят бал моды, были созданы примерно в один и тот же период. Конец XIX века, называемый эпохой романтизма, подарил миру мастеров, чье творчество – лучший способ выразить чувства.

Есть в мире моды имена, при звуке которых сердце начинает биться быстрее…

Франция

Изящество и великолепие дарят французские ювелирные бренды, среди которых наиболее признанные: Картье, Бушерон, Ван Клиф&Арпелс, Мабуссин.

Как и все большие истории, становление бренда Cartier началось в маленькой Парижской мастерской. Луи Франсуа Картье работал там над заказами для частных клиентов, в коих не было недостатка: эпоха Людовика ІІІ оправдано считалась светской, поэтому ювелирные украшения имели грандиозный успех. Мастер даже делал короны для монархов Германии, Испании, Египта, Монако и других стран. Под покровительством принцессы Матильды и императрицы Евгении, Луи Картье расширил свое дело и передал искусство ремесла сыну. Затем дело перешло к внукам Картье – так бренд прочно установил свои позиции в мире моды.

Визитной карточкой этого мирового бренда являются первые в истории женские часики-браслет, затмить изящество которых еще пока никому не удалось.

Еще один знаменитый ювелирный бренд – Boucheron, основанный Фредериком Бушероном в Париже. Мастер знал, главное в презентации бриллиантов – свет. Он арендовал магазин с окнами на солнечную сторону и с тех пор не отступался от этого правила. Изюминка стиля Бушерона – сочетание восточных мотивов и разноцветных драгоценных камней, а визитная карточка – браслет-змея из белого золота с бриллиантами.

Италия

Среди итальянских ювелирных брендов наиболее знаменит BVLGARI, основанный Сотирио Вульгарисом. Свой первый флагманский магазин талантливый грек открыл в центре Рима, и очень скоро стиль BVLGARI, воспевающий в камне и металле античные мотивы, покорил сердца самой итальянской элиты. Фирменное украшение: широкое кольцо, с гравировкой Bvlgari по периметру.

США

Америка презентует ювелирные украшения известных брендов с особым эпатажем и свойственной ее народу эксцентричностью. Двумя наиболее известными ювелирными домами США являются Tiffany&Co и Harry Winston.

Легендарный ювелирный бренд Tiffany, основанный Чарльзом Льюисом Тиффани, приобрел еще большую популярность после фильма с очаровательной Одри Хепберн, героиня которой каждое утро проводит у магазина на Пятой авеню. Сегодня Tiffany&Co имеет более 200 бутиков, и невесты всех стран мира мечтают стать обладательницами обручального кольца от Тиффани – визитной карточки ювелирного бренда.
Другой американский ювелирный бренд Harry Winston был основан Гарри Уинстоном, ювелиром, в чьих руках оживают бриллианты. Именно его ювелирный дом считается основным поставщиком украшений для голливудских звезд. Небывалую пиар-кампанию для бренда проделала Мэрилин Монро, ведь в песне о лучших друзьях девушек упоминается Гарри Уинстон. Визитная карточка бренда – колье из бриллиантов с кулоном «капля».


Материал взят:
http://www.bibliotekar.ru/yuvelir/6.htm

http://www.vashaktiv.ru/md_nv_kl.html

http://fashion.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st024.shtml

http://womanadvice.ru/yuvelirnye-brendy

http://steampunker.ru/blog/history/4638.html

http://womanadvice.ru/yuvelirnye-brendy#ixzz2a8r6DdB3


Стили ювелирных украшений. Содержание.


bf146683